Восточная кухня Узбекская кухня

Каймак

Для тех, кто вырос в Узбекистане, одно из самых незабываемых ощущений – это вкус куска горячей лепешки с густым холодным каймаком. Вот так возьмешь обжигающую руки, золотистую после тандыра лепешку, отломишь пышный ломоть… И кусок каймака на него ложечкой… И он, белоснежный, холодный и жирный, тает на горячем хлебе, проникая в самую хлебную суть своим сливочным вкусом… Да-да! Именно кусок. Потому что взбитый каймак застывает на холоде, и его приходится мазать на хлеб как масло. Для приготовления каймака понадобится хорошее молоко, не подвергшееся никакой обработке, что называется, прямо из-под коровы. От качества молока будет зависеть и количество каймака на выходе.

ИНГРЕДИЕНТЫ
5 л натурального свежего молока

СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Шаг 1
Молоко вскипятите и горячим разлейте в небольшие открытые чашки: касы. Объем узбекской касы – 300–400 мл.

Шаг 2
Расставьте чашки компактно на столе и накройте их марлей. Оставьте остывать и расслаиваться на 14–15 ч.

Шаг 3
За это время на поверхности молока образуется желтоватый жирный плотный слой. Ложкой, аккуратно, переложите этот слой в стальную кастрюльку или миску. Оставшееся молоко можно использовать для приготовления катыка.

Шаг 4
Снятая масса неоднородна по составу: в ней и сливки, и пенки, и густые ком- ки. Поэтому нужно взбить эту массу венчиком до однородного состояния.

Шаг 5
Чтобы она стала совершенно однородной и хорошо хранилась, ее нужно прогреть. Поставьте кастрюльку на небольшой огонь и разогрейте, ни в коем случае не доводя до кипения. При этом постоянно помешивайте массу.

Шаг 6
Перелейте каймак в большую пиалу (это уж сколько у вас получится), накройте тарелкой и уберите в холодильник. Каймак готов.

Хозяйке на заметку
Каймак будет проживать две замечательные стадии. Первая – когда он уже прохладный, но жидкий. Вторая – когда он застывает, словно рыхлое белое масло. При нагревании (не до кипения!) каймак возвращается в однородное жидкое состояние, что очень удобно для приготовления соусов.

Источник: «Книга Гастронома: узбекская домашняя кухня»

42 комментария

Оставить комментарий

    • Зульфия, я помню как просыпаешься в деревне под звуки сепаратора, садишься завтракать свежей сметаной, а днём суп с катыком…..
      У татар и башкир как раз таки каймак это свежее молоко через сепаратор.

  • Каймак обожаю, его через сепоратор может сделать каждый,не обязательно быть кочевником, главное молоко и сепаратор апарат. Некоторые после кипячения сверху образовывается жирная пленка,некоторые называют ее каймак

  • Обращение к админам мусыльманские рецепты. Да мы казахи и мы любим говорить да это наше. Не и за того что бы похвастаться, а просто АЛЛАХ так нас создал. Как и мусульмане говорят мы мусульмане, как и Пророк с.а.с говорил я из племени кураиш, мы тоже говорим да мы казахи, и в этом нет ни капли хвастовства, а просто да, чтобы подметить. Как ребенок говорят мама я знаю, что это. Это машина. И спасибо АЛЛАХУ, что даровал нам это качество.

    • Bahyt, ассаламу алейкум. Ну а какой смысл говорить, что это только ваше? Доказывать происхождение? Ведь понятно же всем, что и у других народов это есть и это бесспорно…

  • Казахское язык он и есть тюркский, который в меньшей мере потерпел ассимиляцию, тут надо смотреть на корень слова в каком языке он есть и как употребляется. Кату на казахском обозначает застывать. Катык застывший.

  • Нет мы не говорим, что это наше, но и нельзя говорить что это не наше, если я скажу, что хинкал это казахское блюдо, то вы скажете, что нет

    • Bahyt, да конечно у казах есть тоже. На хинкал, кстати, часто говорят что это бесбармак, но как бы понятно, что никто ничего не воровал, а блюда зарождались в похожих условиях и готовили из того, что было более доступно — это мясо и мука

  • просто я хотел сказал, что слово катык само по себе употребляется, только у казахов. И оно характеризует само это блюдо как застывшое. Это как сказать Люля кебаб русское блюдо. А надо сказать котлета русское блюдо. А так хорошо, что группа называется мусыльманнские рецепты, потому что ХВАЛА АЛЛАХУ у мусыльман лучшая кухня

    • Bahyt, только ли у казахов???Каты́к (азерб. qatıq, башк. ҡатыҡ, каз. қатық, кирг. катык, тадж. дуғ, тат. катык, туркм. gatyk, узб. qatiq, уйг. қатиқ, крымскотат. qatıq) — кисломолочный напиток, распространённый у тюркских народов и в Болгарии.

      • Мила, я не спорю просто насколько оно у всех употребляется и какое значение дословное имеет в каждом языке. Как я и сказал катык — переводиться застывшее с казахского на русский, а в других языках оно переводиться и употребляется застывшое, или просто катык. Это как сказать я ем лагман, а значение не знаю и откуда это слово образовалось и как оно употребляется. Если бы оно не называлось именно катык я бы ничего ни писал.

        • Bahyt, у всех тюркоязычных народов эти слова одинаково переводятся и имеют одинаковое значения,а не только с казахского.И,вами перечисленные блюда не казахские,а блюда народов-кочевников.Прошу только,про монгольское иго не пишите что оно казахское.Железная у вас логика.

          • Мила, До Чингисхана у нас было много войнов начиная со скифов и гунов. Для меня конечно самый лучший это Бейбарс. По прозвищу защитник Ислама. Из племини кыпшак.

            Нижеследующее не мои слова:

            Британская газета «The Guardian» в статье «Постсоветское пространство. Что самое важное из того, что вам надо знать о бывших 15 союзных республиках», отметила, что Шынгысхан признан самой выдающейся личностью второго тысячелетия, добавив при этом, что великий полководец построил небывалую до этого империю казахов.

            Все нижеперечисленные племена казахские. На то время не все племена приняли Ислам, это случилось чуть позже.

            Другой источник:
            Ученый: Чингисхана уместнее называть казахом, чем монголом

            В доказательство Белинский приводит тот факт, что четыре племени, которые стали фундаментом будущей империи Чингисхана, были тюркскими – кияты, кереи, найманы и меркиты.

            Отец Чингисхана Есугей был вождем племени киятов. А жена Чингисхана Борте, которая подарила ему четырех наследников, была коныраткой.

            «Все сыновья Чингисхана носили тюркские имена. У монголов ни тогда таких имен не было, ни сейчас нет, – говорит Владимир Белинский. – Так же как и не было титула хан. Монгольский вождь носил титул контайчи. После изучения всех этих фактов Владимир Белинский пришел к выводу, что в империи Чингисхана делопроизводство велось исключительно на тюркском языке. Выборы Чингисхана и сопутствовавший этому ритуал поднятия хана на белой кошме также являются казахскими. А настоящее имя Чингисхана по-казахски звучит как Темиршин».

            Белинский уверен, что вскоре западная историография также признает тюркское происхождение Чингисхана. Между тем в пользу версии о тюркском происхождении полководца есть и другие доводы.

            К началу похода на Восток власть Потрясателя Вселенной признали все тюркские племена. Поэтому никаких столкновений с кочевниками на территории Казахстана у войск завоевателя не происходило.

            Найманы и все прочие казахские племена вошли в состав империи Чингисхана на заре ее появления. Поэтому поход на Восток начался с осады городов, признававших власть Хорезма. Этой же точки зрения придерживается и российский историк Мурад Аджи.

            По его мнению, Чингисхан является представителем тюркских кочевников из предгорий Алтая. Однако, по мнению исследователя, перед походом на Китай под его властью были объединены в том числе и монгольские племена.

            Есть еще одна интересная деталь, подтверждающая версию Мурада Аджи и Владимира Белинского. На монетах, отчеканенных в империи Чингисхана, слова написаны на тюркском языке, а на большинстве из них есть надпись «казах».

          • Мила, о блюде я не писал, что оно исключительно казахское, просто некоторые написали, что оно не казахское, да и я с Вами согласен, что оно тюркское, и все тюркские народы имееют часть, но нельзя говорить, что оно не казахское

  • Я знаю что такое катык и каймак, у татар катык это тоже самое что у казахов. И слово катык не говорится только у казахов.
    Для тех кто написал выше

  • Также из катыка делается курт, которое служило основной пищей кочевых народов при переселениях или вражеской осады. Войны могли захватить собой много курта и перемещаться на много быстрее, не утруждаю себя продовольственными запасами. Его ели в сухом виде или растворяли в воде, получался айран. Это блюдо которое имеет тысячелетию историю, и которое до сих пор сохранило свое название не подвергшись ассимиляции.

  • Также еще одна история о этих блюдах во время советской репрессии жены подвергшихся репресии деятелей. Содержали в лагерах АЛЖИР (акмолинский лагер жен изменников родины). И многие женщины со всего союза просто погибали от голода, и тогда одна бабушка каждый день приходила и бросали в них и кричала, ах вы такие. Женщины сперва не понимали, что мы ей сделали, но позже обнаружили, что они совсем не камни и под слоем глины другого цвета. И так продолжалось каждый день, каждый день апашка приходили и бросала в них и они этому были благодарно из-за чего выжыли7

  • До Чингисхана у нас было много войнов начиная со скифов и гунов. Для меня конечно самый лучший это Бейбарс. По прозвищу защитник Ислама. Из племини кыпшак.

    Нижеследующее не мои слова:

    Британская газета «The Guardian» в статье «Постсоветское пространство. Что самое важное из того, что вам надо знать о бывших 15 союзных республиках», отметила, что Шынгысхан признан самой выдающейся личностью второго тысячелетия, добавив при этом, что великий полководец построил небывалую до этого империю казахов.

    Все нижеперечисленные племена казахские. На то время не все племена приняли Ислам, это случилось чуть позже.

    Другой источник:
    Ученый: Чингисхана уместнее называть казахом, чем монголом

    В доказательство Белинский приводит тот факт, что четыре племени, которые стали фундаментом будущей империи Чингисхана, были тюркскими – кияты, кереи, найманы и меркиты.

    Отец Чингисхана Есугей был вождем племени киятов. А жена Чингисхана Борте, которая подарила ему четырех наследников, была коныраткой.

    «Все сыновья Чингисхана носили тюркские имена. У монголов ни тогда таких имен не было, ни сейчас нет, – говорит Владимир Белинский. – Так же как и не было титула хан. Монгольский вождь носил титул контайчи. После изучения всех этих фактов Владимир Белинский пришел к выводу, что в империи Чингисхана делопроизводство велось исключительно на тюркском языке. Выборы Чингисхана и сопутствовавший этому ритуал поднятия хана на белой кошме также являются казахскими. А настоящее имя Чингисхана по-казахски звучит как Темиршин».

    Белинский уверен, что вскоре западная историография также признает тюркское происхождение Чингисхана. Между тем в пользу версии о тюркском происхождении полководца есть и другие доводы.

    К началу похода на Восток власть Потрясателя Вселенной признали все тюркские племена. Поэтому никаких столкновений с кочевниками на территории Казахстана у войск завоевателя не происходило.

    Найманы и все прочие казахские племена вошли в состав империи Чингисхана на заре ее появления. Поэтому поход на Восток начался с осады городов, признававших власть Хорезма. Этой же точки зрения придерживается и российский историк Мурад Аджи.

    По его мнению, Чингисхан является представителем тюркских кочевников из предгорий Алтая. Однако, по мнению исследователя, перед походом на Китай под его властью были объединены в том числе и монгольские племена.

    Есть еще одна интересная деталь, подтверждающая версию Мурада Аджи и Владимира Белинского. На монетах, отчеканенных в империи Чингисхана, слова написаны на тюркском языке, а на большинстве из них есть надпись «казах».

  • Все нижеперечисленные племена казахские. На то время не все племена приняли Ислам, это случилось чуть позже — это отрывок из моих слов

  • Передается он со слов Убай ибн Ка’ба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы услышите, как кто-то гордиться своим происхождением, как это было в джахилии, то скажите ему, чтобы схватил за член своего отца. И не говорите это в переносном смысле!»Этот хадис приводят имам Ахмад 5/136, аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 2/427, ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» 8864 и многие другие.

    Достоверность этого хадиса
    Хафиз аль-Хайсами в «аль-Маджма’у-ззауаид» сказал, что все передатчики этого хадиса являются достойными доверия. Среди имамов, подтвердивших достоверность этого хадиса — Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 1/405, шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 269. Также этот хадис считали достоверным шейх Мукъбиль, шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут.
    На этот хадис опирались многие великие имамы и приводили этот хадис о «национализме», разъясняя его смыл. К примеру, этот хадис приводил в своей работе о запрещении национализма «аль-Ахадис ан-набауия фи заммиль-‘ансария аль-джахилия» шейх Абду-Ссалям ибн Барджис, и такъдим на нее делал шейх Салих аль-Фаузан.
    Да что говорить об имамах, на этот хадис опирался сам Умар ибн аль-Хаттаб! Шейх аль-Альбани, после упоминания обсуждаемого хадиса, сказал: “На этот хадис опирался праведный халиф Умар, сказавший: «Кто гордится своим племенем, пусть схватит отца за член!» Это сообщение приводит Ибн Абу Шайба, как об этом сообщается в «аль-Джами’ ас-сагъир» 3/235”.
    Также на этот хадис опирался его передатчик, сподвижник Убай ибн Ка’б. Однажды один человек стал гордится своим происхождением и Убай сказал ему: «Схватись за член своего отца!» Тогда люди сказали Убаю, (возмущаясь его словам): “Ты ведь не был сквернословящим?!” На что он ответил: «Нам было велено так поступать!» Ахмад 21256. Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад хорошим.

  • Национализм занимает одно из наихудших мест в Исламе. Каждый мусульманин обязан знать, что нет превосходства у какого-либо рода или нации перед другими, кроме как богобоязненностью и иманом!

Последние комментарии